Образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 24 «Родничок»
Описание образовательной программы
Краткая презентация Образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24 «Родничок»
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24 «Родничок» (далее — Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и (далее — ФОП ДО).
Цель Программы:
· разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
· обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
· приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
· структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
· создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
· обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
· обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
· обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
· обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей |
Содержательный раздел |
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: · формы, способы, методы реализации программы; · особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; · способы поддержки детской инициативы; · взаимодействие педагогического коллектива с семьями; · коррекционно-развивающая работа; · рабочая программа воспитания |
Организационный раздел |
В организационный раздел включают: |
· психолого-педагогические условия реализации Программы; · особенности организации развивающей предметно- пространственной среды; · материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; · примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; · кадровое обеспечение; · режим и распорядок дня в возрастных группах; · календарный план воспитательной работы |
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
ОП ДО
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №24 «Родничок» ориентирована на воспитание, развитие и обучение детей в возрасте от 1,6 до 7/8 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа предусматривает реализацию по пяти образовательным областям
– физическому развитию, познавательному развитию, речевому развитию, социально-коммуникативному развитию, художественно-эстетическому развитию.
Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии:
- с требованиями ФГОС дошкольного образования,
- с требованиями Федеральной образовательной программы,
- с нормативными документами, регламентирующими деятельность в области дошкольного образования.
Предусмотрено содержание деятельности воспитателей, педагога-психолога, учителя- логопеда, музыкального руководителя. В Программе акцентируется внимание на специфическую роль игры и обучения. Основой успешности достижения целей, поставленных Программой, является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка.
Реализация Программы осуществляется ежедневно:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятия);
- в ходе режимных моментов;
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности; - в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
В МДОУ №24 «Родничок» принимаются воспитанники независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.
В МДОУ №24 «Родничок» воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые получают квалифицированную помощь по коррекции недостатков в развитии.
В МДОУ №24 «Родничок» функционирует 4 группы общеразвивающей направленности:
- группа раннего возраста- дети с 1,5 до 3 лет
- младшая группа – дети с 3 до 4 лет – 1 группа;
- средняя группа – дети с 4 до 5 лет – 1 группа;
- старше-подготовительная группа – дети с 5 до 7 (8) лет – 1 группа;
Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Используемые программы
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые воспитанниками ДОУ, и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется в соответствии программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы:О.Л. Князева, М.Д. Маханёва.
Выбор направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, был определён потребностями родителей (законных представителей) воспитанников и интересам детей, а также возможностями педагогического коллектива.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Основная цель взаимодействия МДОУ «Детский сад №24 «Родничок» с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, и повышения компетентности родителей в области воспитания.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
• информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
• просвещение родителей, повышение их правовой, психолого- педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
• способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
• построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
• вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
• открытость;
• взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
• возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы:
Название направления |
Содержание работы |
Диагностико-аналетическое |
Включает получение и анализ данных: - о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка, - об уровне психолого-педагогической компетентности родителей, - планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; - согласование воспитательных задач |
Просветительское направление |
Просвещение родителей по вопросам: - особенностей психофизиологического и психического развития детей раннего и дошкольного возраста; - выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; - ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; - информирования об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; - условий пребывания ребенка в группе ДОО; - содержания и методов образовательной работы с детьми |
Консультационное направление |
Консультирование родителей: - по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи; · - об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; · - о возникающих проблемных ситуациях; · - о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста; · - о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др. |
Основные практические формы взаимодействия
с семьей
Этапы |
Формы |
Знакомство с семьей |
Анкетирование |
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности |
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники |
Просвещение родителей |
Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер- классы, тренинги, создание родительской библиотеки в группах |
Совместная деятельность |
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов, кружковой работе |
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.