Дополнительная общеразвивающая программа социальной направленности "Букварик" для детей 6-7 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24 «Родничок»

ПРИНЯТА
На педагогическом совете
Протокол №01
от 30.08.2024

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением №33-р
от 09.09.2024

Дополнительная общеразвивающая программа социальной
направленности «Букварик»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Составитель: Леонова И.С.
педагог дополнительного образования

Содержание общеразвивающей программы:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематическое планирование
3. Содержание программы
4. Диагностика результативности реализации программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Список используемой литературы
Приложение 1. Диагностическая карта освоения дополнительной
общеразвивающей программы.
Приложение 2 . Календарный учебный график.

2

стр. 3-5
стр. 5-7
стр. 7-15
стр. 15-17
стр. 17
стр. 17
стр. 18
стр. 19-20

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
социально-педагогической
направленности «Букварик» разработана в соответствии с Федеральным Законом от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки
России от 29.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от
29.08.2013 № 1008), Письмом Комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области № 19-1932/14-0-0 от 09.04.2014г., Концепцией развития
дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р) и Уставом
учреждения.
Актуальность и целесообразность:
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является
очень важной, так как возросли требования школ к будущим первоклассникам. Одно из
требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение
ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом
до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой
носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов,
активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и
эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с
раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь.
С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из
отдельных слов, слова - из слогов, слоги - из звуков, звуки обозначаются буквами. С
психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – формирование у
ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя
звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию
фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в
слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном
возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами
речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной
подготовки детей к обучению в школе.
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если
дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным
письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать - значит подготовить их к
самостоятельной работе с текстом, развить способность думать, рассуждать, представлять.
Следовательно, овладение навыками чтения - это и средство, и одно из условий общего
развития детей. Многие родители хотят, чтобы их ребенок научился читать еще до
поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует
развитию ребенка так, как чтение. Конечно, важнее не научить ребенка читать, а создать
соответствующие условия для его развития, для развития речи ребенка, для умения
различать звуки, слушать и слышать, рассказывать и пересказывать. Именно это и является
одним из основных направлений в работе педагогов и учителей-логопедов дошкольных
образовательных организаций. В подготовительной группе, практически все родители
(законные представители) дошкольников, считают, что самый важный показатель
готовности к школьному обучению - это умение читать. И ребенок овладевает им на
определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих
структур мозга, поскольку это один из важнейших видов речевой деятельности. Стоит
заметить, что раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть современных родителей.
Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне
3

объективное основание: активно внедряются стандарты дошкольного и школьного
образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения которой
зависит от общего развития ребенка-дошкольника.
Программа
педагогически
целесообразна, подтверждается
научными
высказываниями педагогов А.Н.Корнева и Р.С. Немова «обучение чтению необходимо
начинать в 5-7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный
интерес к чтению, т.е. данный возраст является сензитивным периодом проявления
интереса к чтению».
Цель программы: Формирование начальных навыков техники чтения у детей 6-7
лет в процессе обучения грамоте.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать знакомить со звуками и буквами русского языка.
2. Дать понятие «слоговая структура слова» (расположение и связь слогов в слове).
3. Познакомить с графическим изображением букв и приемом соотнесения звуков с
буквами алфавита.
4. Познакомить со способом слитного чтения слогов, односложных и двусложных слов.
Развивающие:
1. Развивать навык плавного слогового чтения, осознанного чтения
предложений.
2. Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, зрительно - пространственную
ориентировку.
3. Развивать способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно
передавать его звучание.
4. Способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.
Воспитательные:
1. Прививать любовь и интерес к чтению, старательность и усидчивость.
2. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, культуру речи.
Отличительная особенность:
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в
последовательности от простого к сложному. В основу программы заложен принцип
развивающего обучения и предполагает обучение послоговому чтению в игровой форме с
использованием эвристических приёмов, поисковых вопросов, приемов сравнения,
различных способов работы с наглядностью по методике Шумаевой Д.Г. «Как хорошо
уметь читать!». Программа способствует закреплению у детей уже полученных
представлений об окружающем мире, получению новых знаний о звуках, словах,
предложениях. В структуру каждого занятия входят специальные игры, подготавливающие
слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи,
поскольку развитие фонематического слуха является одной из важных составляющих
обучения чтению, а также игры, способствующие развитию у детей навыков
фонематического анализа и синтеза.
Возраст детей, на который рассчитана данная программа - 6 - 7 лет. Принимаются
все желающие, достигшие возраста 6 лет. Приём детей осуществляется на основании
письменного заявления родителей (или законных представителей). Наполняемость группы:
12 человек.
Срок реализации программы – 7 месяцев (с октября по апрель включительно).
Форма проведения занятий: совместная игровая-познавательная деятельность
взрослого и детей.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуально – групповая.
Форма обучения: очная, язык – русский.
Режим занятий: количество занятий в месяц – 8 (2 раза в неделю), количество
учебных часов в неделю – 1 час (1занятие - 30 минут), количество учебных часов за учебный
4

год – 28 часов. Расписание занятий составлено с учетом режима дня в дошкольных
образовательных учреждениях и свободного времени воспитанников.
Методы освоения программного материала:
 эвристический – поисковые вопросы, самостоятельная выполнение творческих и
индивидуальных заданий;
 словесный – объяснение, рассказ, беседа, чтение;
 репродуктивный – передача и запоминание информации;
 наглядный
– показ иллюстраций, просмотр видеосюжетов, презентаций,
наблюдение;
 игры – дидактические, настольные, игры-путешествия;
 стимулирования – создание ситуации успеха;
 контроля.
Планируемые результаты освоения программы.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
 ребенок знает и называет звуки/буквы алфавита, передает их графически;
 владеет понятиями: «звук», «буква», «слово», «предложение»;
 правильно ставит ударение в знакомых словах;
 достаточно отчетливо и ясно произносит слова, выделяет из слов звуки, находит
слова с определенным звуком, определяет место звука в слове;
 различает гласные и согласные звуки;
 свободно и осознанно читать трёхбуквенные слова;
 правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми
словами;
 правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой
структуры;
 уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать
их в соответствии со знаком на конце (., !, ?);
 проявлять интерес к родному языку.
Уровень программы – стартовый, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
2. Учебно-тематическое планирование
№
п/п

Наименование
модулей, разделов и тем

Количество часов
всего
кол-во
мин.
заняти
й
1
30 мин

теория

практика

5 мин

25 мин

1

Гласный звук А, буква А а

2

Гласный звук У, буква У у

1

30 мин

5 мин

25 мин

3

Закрепление звуков А, У, букв и слогов.

1

30 мин

5 мин

25 мин

4

Гласный звук О, буква О о

1

30 мин

5 мин

25 мин

5

Согласные звуки [м] [м`], буква М м

1

30 мин

5 мин

25 мин

6

Закрепление звуков А,У,О,М, букв и
слогов.

1

30 мин

5 мин

25 мин

5

7

Согласные звуки [с] [с`], буква С с

1

30 мин

5 мин

25 мин

8

Согласные звуки [х] [х`], буква Х х

1

30 мин

5 мин

25 мин

9

Закрепление звуков и букв А,У,О,М,С, Х

1

30 мин

5 мин

25 мин

10

Согласный звук [ш], буква Ш ш

1

30 мин

5мин

25 мин

11

Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО,
СУ. Закрепление звука и буквы Ш.

1

30 мин

5 мин

25 мин

12

Согласные звуки [л] [л`], буква Л л

1

30 мин

5 мин

25 мин

13

Гласный звук [ы], буква Ы

1

30 мин

5 мин

25 мин

14

Согласные звуки [н] [н`], буква Н н

1

30 мин

5 мин

25 мин

15

Закрепление звуков [н] [н`], буквы Н н

1

30 мин

5 мин

25 мин

16

Согласные звуки [р] [р`], буква Р р

1

30 мин

5 мин

25 мин

17

Закрепление звуков [р] [р`], буквы Р р

1

30 мин

5 мин

25 мин

18

Согласные звуки [к] [к`], буква К к

1

30 мин

5 мин

25 мин

19

Закрепление звука [к] [к`], буквы К к

1

30 мин

5 мин

25 мин

20

Согласные звуки [п] [п`], буква П п

1

30 мин

5 мин

25 мин

21

Закрепление звуков [п] [п`], буквы П п

1

30 мин

5 мин

25 мин

22

Согласные звуки [т] [т`], буква Т т

1

30 мин

5 мин

25 мин

23

Закрепление звуков [т] [т`], буквы Т т

1

30 мин

5 мин

25 мин

24

Гласный звук И, буква И и

1

30 мин

5 мин

25 мин

25

Закрепление гласного звука И, буквы И
и

1

30 мин

5 мин

25 мин

26

Согласные звуки [з] [з`], буква З з

1

30 мин

5 мин

25 мин

27

Согласные звуки [в] [в`], буква В в

1

30 мин

5 мин

25 мин

28

Закрепление звуков [в] [в`], буквы В в

1

30 мин

5 мин

25 мин

29

Согласные звуки [ж] [ж`], буква Ж ж

1

30 мин

5 мин

25 мин

30

Закрепление звуков[ж] [ж`], буквы Ж ж

1

30 мин

5 мин

25 мин

31

Согласные звуки [б] [б`], буква Б б

1

30 мин

5 мин

25мин

32

Закрепление звуков[б] [б`], буквы Б б

1

30 мин

5 мин

25 мин

33

Согласные звуки [г] [г`], буква Г г

1

30 мин

5 мин

25 мин

34

Закрепление звуков [г] [г`], буквы Г г

1

30 мин

5 мин

25 мин

6

35

Согласные звуки [д] [д`], буква Д д

1

30 мин

5 мин

25 мин

36

Звук [й`], буква Й

1

30 мин

5 мин

25 мин

37

Буква Ь в конце слога или слова, в
середине слова

1

30 мин

5 мин

25 мин

38

Закрепление звуков Д, Т, И, Й и букв
Д,Т,И, Й,Ь

1

30 мин

5 мин

25 мин

39

Гласный звук [е], буква Е е

1

30 мин

5 мин

25 мин

40

Закрепление гласного звука [е], буквы Е
е

1

30 мин

5 мин

25 мин

41

Гласный звук [я], буква Я я.

1

30 мин

5 мин

25 мин

42

Закрепление гласного звука [я], буквы Я
я.

1

30 мин

5 мин

25 мин

43

Гласный звук [ю], буква Ю ю.

1

30 мин

5 мин

25 мин

44

Закрепление гласного звука [ю], буквы
Ю ю.

1

30 мин

5 мин

25 мин

45

Гласный звук [ё], буква Ё ё.

1

30 мин

5 мин

25 мин

46

Закрепление гласного звука [ё], буквы Ё
ё.

1

30 мин

5 мин

25 мин

47

Согласный звук [ц], буква Ц ц

1

30 мин

5 мин

25 мин

48

Согласный звук [ч], буква Ч ч

1

30 мин

5 мин

25 мин

49

Согласный звук [щ], буква Щ щ

1

30 мин

5 мин

25 мин

50

Согласные звуки [ф] [ф`], буква Ф ф

1

30 мин

5 мин

25 мин

51

Гласный звук [э], буква Э э

1

30 мин

5 мин

25 мин

52

Разделительный твёрдый знак, буква Ъ

1

30 мин

5 мин

25 мин

53

Двойные согласные, алфавит

2

30 мин

5 мин

25 мин

54

Итоговое занятие. Закрепление
пройденного материала по основным
единицам речи: звуку, слову,
предложению.

2

30 мин

5 мин

25 мин

Итого:

56

1620
мин

270 мин

1350 мин

3. Содержание программы.
Занятие № 1
Тема: Гласный звук А, буква А, а
7

Теория: Немного сведений из истории письменности. Значение пословицы: «Ученье свет, а
неученье тьма». Анализ звука и буквы А. Звуки мы произносим, а буквы пишем. Термин
«гласный». Показ схемы слова «лу-на».
Практика: Определение места звука в словах: аист, астра, луна, мак. Отгадывание загадок.
Игровая ситуация «Покажи букву».
Занятие № 2
Тема: Гласный звук У, буква У, у.
Теория: Анализ звука и буквы У. Методика составления слова АУ.
Практика: Место звука в словах: утка, арбуз, кенгуру. Отгадывание загадок. Игра «Назови
слово». Чтение слогов А-У, У-А. Составление схемы слова «ар-буз». Дидактическая игра
«Телеграф».
Занятие № 3
Тема: Закрепление звуков и букв А, У, слогов.
Теория: Гласный, когда он один, образует слог. Анализ звуков У,А, слова «улица».
Практика: Отгадывание загадки. Называние предметов, в которых слышится звук А, место
звука в этих словах. Играй «Угадай звук».
Занятие № 4
Тема: Гласный звук О, буква О, о.
Теория: Анализ буквы О. Звуки произносим, а буквы пишем.
Практика: Определение места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). Деление
на слоги, анализ слова, схема слова «розы». Отгадывание загадок. Фонетическая игра «Кто
внимательнее?»
Занятие № 5
Тема: Согласный звук М (М'), буква М, м.
Теория: Введение термина «согласный». Анализ звука М.
Практика: Определение места звука в словах: мак, сумка, альбом. Отгадывание загадок.
Составление и чтение слогов: ам, ма, ум, му. Чтение слогов с договариванием до целого
слова. Игра «Мамина сумка».
Занятие № 6
Тема: Закрепление звуков А, У, О, М.
Теория: Характеристика звуков.
Практика: Чтение и составление слогов, предложений из слогов. Отгадывание загадок.
Фонетическая игра «Кто что услышит?»
Занятие № 7
Тема: Согласный звук С (С'), буква С, с.
Теория: Характеристика звука С, анализ буквы С, с.
Практика: Определение места звука в трех позициях. Отгадывание загадок. Звуковой
анализ слова «сани». Фонетическая игра «Кто запомнит больше слов со звуком С». Чтение
слогов с договариванием до целого слова. Чтение слов оса, сама. Составление
предложений, слогов из букв. Игра «Назови слова».
Занятие № 8
Тема: Звук Х (Х'), буква Х, х.
Теория: Анализ звука и буквы Х.

8

Практика: Отгадывание загадок. Место звука Х в словах. Чтение слогов, составленных из
букв. Составление предложения со словами сухо, сыро. Игра «Наоборот». Логогриф.
Фонетическая игра «Кто внимательнее?».
Занятие № 9
Тема: Закрепление звуков А, У, О, М, С, Х.
Теория: Согласные, гласные.
Практика: Игра «С кочки на кочку», «Живые слоги». Составление по памяти слов ухо, уха.
Составление предложений со словом уха. Составление любого слова из имеющихся букв.
Занятие № 10
Тема: Звук Ш, буква Ш, ш.
Теория: Анализ звука и буквы Ш.
Практика: Определение места звука Ш в словах. Артикуляционная гимнастика.
Отгадывание загадок. Чтение слогов с договариванием до целого слова. Составление слов
из букв, из слогов слов.
Занятие № 11
Тема: Анализ слогов ША, ШО, ШУ, СА, СО, СУ.
Теория: Анализ звуков Ш, С.
Практика: Звуковой анализ слова «Саша». Составить предложение со словом Саша.
Чтение слогов и слов из букв. Фонетическая игра «Добавь слог».
Занятие № 12
Тема: Согласный звук Л (Л'), буква Л, л.
Теория: Знакомство с буквой Л. Сходство и различие с буквой А.
Практика: Определение места звук Л (Л') в трёх позициях. Артикуляционная гимнастика.
Звуковой анализ слова «Луша». Чтение слоговой таблицы. Составление слова «мама», из
слогов «луша», «мала», «сама». Из букв составление отгадки. Игра «Большие-маленькие».
Занятие № 13
Тема: Гласный звук Ы, буква Ы.
Теория: Анализ звука и буквы Ы.
Практика: Игровой момент «Пароход». Отгадывание загадок. Работа по единицам речи –
звуку, слогу, слову, предложению. Разбор слова «мыло». Из букв составление слов. Игра
«Капитаны».
Занятие № 14
Тема: Согласный звук Н (Н'), буква Н, н.
Теория: Характеристика звука Н (Н'). Анализ буквы Н.
Практика: Место звука в трёх позициях. Отгадывание загадок. Звуковой анализ слова
«нос». Чтние стихотворения «Буква Н» С.Я. Маршака. Определение на слух количества
слогов. Чтение слогов с договариванием до целого слова. Составление слов из слогов, букв.
Составление предложения с составленным словом. Загадка-шутка. Лексическая игра «Кому
это нужно?».
Занятие № 15
Тема: Закрепление звука Н (Н'), буква Н.
Теория: Восклицательный и вопросительный знак в конце предложения.

9

Практика: Звуковой и слоговой анализ слова «насос» в игре «Вместе составим слово».
Чтение слоговой таблицы, слов. Составление слов с наращиванием, с добавлением буквы.
Лексическая игра «Найди подходящее слово».
Занятие № 16
Тема: Звук Р (Р'), буква Р, р.
Теория: Анализ и характеристика звука,буквы.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Игра «Назови слова». Отгадывание загадок.
Чтение слогов с договариванием до целого слова. Составление слов из слогов, букв. Игра
«Вороны».
Занятие № 17
Тема: Закрепление звука Р (Р'), буквы Р, р.
Теория: Значение пословицы «первый блин комом». Характеристика звука и буквы Р.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Определение места звука в словах. Заучивание
пословицы «Первый блин комом». Чтение трёхбуквенных слов. Анализ пар слов.
Грамматическая игра «что мы видим на картине?»
Занятие № 18
Тема: Звук К (К'), буква К, к.
Теория: Анализ звука и буквы.
Практика: Место звука в словах «река», «Корзина». Отгадывание загадок. Составление из
букв слов мышка, камыш. Произнесение анаграммы. Составление слова рука. Чтение
слоговой тпблицы. Фонетическая игра «Перекличка».
Занятие № 19
Тема: Закрепление звука К (К'), буквы К, к.
Теория: Характеристика звука. Значение слова «конопатят».
Практика: Упражнение на внимание. Артикуляционная гимнастика. Чтение слоговой
таблицы, составление небольших предложений. Чтение предложения «У Ромы рос мак».
Игра «Прочитай и опиши». Отгадывание загадок, из букв составить отгадки на загадки.
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон». Составление из слогов слов.
Занятие № 20
Тема: Звук П (П'), буква П, п.
Теория: Анализ звука и буквы. Значение слова «перо».
Практика: Артикуляционная гимнастика. Определение места звука в словах. Отгадывание
загадок, составление отгадок. Игра «Назови слова». Чтение слогов по слоговой таблице. Из
букв составление слов «суп», «пух». Из слогов составить слова «Паша, «папа», «полы», со
словом папа составить предложение. Грамматическая игра «Дополни предложение».
Занятие № 21
Тема: Закрепление звука П (П'), буквы П, п.
Теория: Характеристика звука и буквы.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Звуковой и слоговой анализ слова. Составление
слова «парус», нарисование схемы и составление предложения со словом «парус». Игра
«Поищи слово». Чтение слоговой таблицы. Индивидуальная работа по разрезным азбукам:
составление из букв слова «кошка». Игра «Что съедим?». Загадка-шутка. Игра на развитие
связной устной речи «Кто лучше расскажет?»
Занятие № 22
Тема: Согласный звук Т (Т'), буква Т, т.
10

Теория: Характеристика звука Т, анализ буквы Т.
Практика: Артикуляционная разминка. Определение места звука в словах: «кот», «труба»,
«утка». Отгадывание загадок. Чтение слогов с договариванием до целого слова. Чтение
слоговой таблицы, а затем слов. Составление слов из букв, слогов. Игра для развития
связной речи «Когда это бывает?»
Занятие № 23
Тема: Закрепление звука Т (Т'), буквы Т.
Теория: Характеристика звука и буквы.
Практика: Артикуляционная разминка. Занимательное упражнение «Звук заблудился».
Чтение слоговой таблицы. Отгадывание загадок, составление отгадок. Слово «комар»,
составить предложение. Игра «Поменяли твое имя». Лексическая игра «Кто знает, пусть
продолжит».
Занятие № 24
Тема: Гласный звук И, буква И.
Теория: Анализ звука и буквы И. Значение слова «верста».
Практика: Место звука в трех позициях. Игра на закрепление звука «»Угадай звук». Чтение
слогов с договариванием до целого слова. Чтение слоговой таблицы, слов. Из слогов
составление отгадок на загадки. Игра с заданием «Составим слово».
Занятие № 25
Тема: Закрепление гласного звука И, буквы И.
Теория: Характеристика звука и буквы. Значение пословицы «За двумя зайцами
погонишься, ни одного не поймаешь.
Практика: Артикуляционная разминка. Звуковой анализ слова «утки». Чтение сказки В.В.
Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Чтение слоговой таблицы, слоговой цепочки.
Загадка-шутка. Анализ слова «Ира». Из букв составление слова «мухомор». Из букв
составить отгадки на загадки. Игра «В кого или во что нас превратила волшебница».
Занятие № 26
Тема: Согласный звук З (З), буква З.
Теория: Анализ звука и буквы.
Практика: Место звука в словах «Зоя», «роза», «арбуз». Звуковой анализ слова «замок».
Сравнение слов «замок» и «замок». Игра «Комары». Чтение прямых и обратных слогов с
договариванием до целого слова. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Составление
из букв отгадок на загадки. Игра «Гости». Фонетическая игра «Назови слово».
Занятие № 27
Тема: Звук В (В'), буква В.
Теория: Характеристика звука и анализ буквы.
Практика: Место звука в трёх позициях. Чтение стихотворения на восприятие. Игра на
определение звука. Анализ предложения. Чтение слогов с договариванием до целого слова.
Коллективное чтение слоговой таблицы и слов. Составление отгадок на загадки из букв,
слогов. Загадка-шутка. Игра «Звук заблудился».
Занятие № 28
Тема: Закрепление согласного звука В (В'), буквы В.
Теория: Характеристика звука.
Практика: Артикуляционная разминка. Чтение слогов с договариванием до целого слова,
трёхбуквенных слов. Игра «Составим из букв предложение». Из слогов составление
11

отгадок на загадки.. Игра «»Какие слова «спрятались» в буквах?». Игра «Кто звонил?».
Чтение карточек. Лексическая игра «Скажи в рифму».
Занятие № 29
Тема: Согласный звук Ж, буква Ж, ж.
Теория: Характеристика звука Ж. Слова с удвоенной согласной.
Практика: Артикуляционная разминка. Место звука Ж в словах. Сравнение буквы Ж и К.
Отгадывание загадок. Потешка. Чтение слоговой таблицы. Коллективное составление слова
«жужжит». Составление предложения, из слогов слова. Чтение карточек. Игра «Жуки».
Занятие № 30
Тема: Закрепление звука Ж, буквы Ж, ж.
Теория: Анализ звука Ж. Сопоставление Ж-Ш.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Звуковой анализ слова «снежинка», составление
предложения. Отгадывание загадки. Коллективное чтение слоговой таблицы, слов. Игра
«Какая буква в начале слова?» Чтение карточек.
Занятие № 31
Тема: Звонкий согласный звук Б (Б'), буква Б, б.
Теория: Характеристика звука и буквы.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Место звука в словах в двух позициях.
Определение на слух звука Б (Б'). Чтение слогов с договариванием до целого слова,
слоговой таблицы и слов. Составление из букв слов «балка», «булка», отгадки на загадку.
Игра «Составим слово».
Занятие № 32
Тема: Закрепление звука Б (Б'), буквы Б, б
Теория: Анализ букв Б и П.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Коллективное составление слова «боровик».
Составление слов. Определение количества слогов и ударного слога. Чтение слогов,
слоговой таблицы. Составление отгадок на загадки. Игра «Подарки».
Занятие № 33
Тема: Звук Г (Г), буква Г, г.
Теория: Характеристика звука., анализ буквы.
Практика: Слова со звуком в двух позициях. Игра «Угадай слово по начальному слогу».
Чтение прямых и обратных слогов с договариванием до целого слова, слоговой таблицы.
Составление простых предложений. Составление из букв слов «гуси», «вагон», имён
любимых людей, из слогов «го-ры», «гу-бы», «иг-ла». Аналих словосочетаний «у горы»,
«за горой» и т.д. Лексическая игра «Скажи в рифму».
Занятие № 34
Тема: Закрепление звука Г, (Г'), буквы Г, г. Сопоставление звуков Г и К
Теория: Характеристика звуков.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнение на внимание. Сравнение слов в
парах. Игровое упражнение «Где цифры, где буквы?». Анализ слова «игрушка». Чтение
слов по слоговой таблице. Составление отгадок на загадки из букв. Игра «Скажи подругому».
Занятие № 35
Тема: Звук Д, (Д'), буква Д, д.
Теория: Характеристика звука и буквы.
12

Практика: Упражнение «Забьём гвоздь молотком». Игра «Дятел». Чтение слогов с
договариванием до целого слова. Чтение слоговой таблицы и слов. Упражнение «Переставь
слова в предложении». Составление отгадок на загадки из букв, слогов. Чтение карточек с
трехбуквенными словами.
Занятие № 36
Тема: Звук И, буква И, и.
Теория: Характеристика звука и буквы И. Значение пословицы «В гостях воля хозяйская».
Практика: Место звука в трёх позициях. Сравнение слов «зайка» и «заика». Чтение и
сравнение на слух слов. Заучивание пословицы «В гостях воля хозяйская». Хоровое чтение
предложений по таблице. Составление трёхбуквенных слов. Игра «Кто поедет в гости?».
Чтение карточек.
Занятие № 37
Тема: Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова, в середине слова.
Теория: Звука не обозначает, а показывает что перед ней стоит мягкий согласный. Анализ
буквы Ь. Смысл пословицы «Локоть близок, да не укусишь».
Практика: Сравнение на слух слов. Сопоставление слов по звучанию и начертанию.
Выделение слов, на конце которых пишется Ь. Преобразование слов и чтение по подобию.
Примеры слов с Ь. Вспомнить пословицу «Локоть близок, да не укусишь». Чтение таблицы.
Занятие № 38
Тема: Закрепление звуков Д,Т,И,И и букв Д,Т,И,И,Ь в конце и середине слова.
Теория: Анализ звуков и букв.
Практика: Упражнения на совершенствование произношения. Игра «Озорные звуки».
Звуковой анализ слова «тигры». Составление из букв отгадок на загадки, составление слов.
Занятие № 39
Тема: Звук Е, буква Е, е.
Теория: Характеристика звука и буквы Е. Значение пословицы «Делу время, а потехе час».
Практика: Артикуляционная разминка. Звук Е в трёх позициях. Занимательное
упражнение «Загадки-складки». Чтение слов с преобразованием, подбор однокоренных
слов. Приём наращивания и замены букв. Чтение слоговых таблиц, прямых и обратных
слогов с договаривание до целого слова. Загадки на тему «Дикие животные», составить
отгадки. Заучивание пословицы. Игра «Отвечай быстро!».
Занятие № 40
Тема: Закрепление гласного звука Е, буквы Е, е.
Теория: Анализ звука и буквы.
Практика: Артикуляционная разминка. Работа со словом «белка». Игра «Читай быстро, не
ошибись». Чтение слоговой таблицы и слов. Составление отгадок на загадки по теме
«Растительный мир». Заучивание пословицы. Игра «Найди нужное слово».
Занятие № 41
Тема: Гласный звук Я, буква Я.
Теория: Анализ буквы Я. Значение выражения «Выучить от А до Я», слова «око».
Практика: Звуковой анализ слова «мал». Сопоставление слов. Чтение и сопоставление
слогов по звучанию согласной. Договаривание до целого слова. Чтение сказки Л.Н.
Толстого «Лягушка и мышь». Чтение слоговой таблицы. Игра со словом «КОЛОБОК».
Составление из букв отгадок на загадки. Игра «Меняем имена».
Занятие № 42
13

Тема: Закрепление звука Я, буквы Я.
Теория: Характеристика звука и буквы Я.
Практика: Артикуляционная разминка. Проговаривание слогов с повышением и
понижением голоса. Игра «Составим отгадку вместе». Упражнение «Дополни
предложение». Чтение таблиц с короткими предложениями и их анализ, слоговой таблицы
и слов. Заучивание пословицы. Составление слов, отгадок. Чтение рассказа К.Д. Ушинского
«Хавронья».
Занятие № 43
Тема: Гласный звук Ю, буква Ю.
Теория: Анализ звука и буквы Ю. Значение пословицы, слова «ключ».
Практика: Звук Ю в трёх позициях. Чтение слов «ЮРА», «ЮЛЯ», «НЮРА» (сюрпризный
момент). Чтение слоговых таблиц. Заучивание пословицы. Коллективное составление
отгадок на загадки, чтение текста. Составление предложений со словом «ключ».
Составление имени любимого ребёнком человека.
Занятие № 44
Тема: Закрепление звука Ю, буквы Ю.
Теория: Характеристика звука, буквы.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Игра «Полслова за вами». Чтение слоговой
таблицы и слов с договариванием до целого осмысленного предложения. Коллективное
составление из букв отгадки на загадку. Составление слов на заданную тему. Упражнение
«О ком или о чем я рассказываю?»
Занятие № 45
Тема: Гласный звук Ё, буква Ё, ё
Теория: Анализ звука Ё, анализ буквы Ё, ё.
Практика: Звук Ё в трёх позициях. Сопоставление слов. Чтение слогов с договариванием
до целого слова. Чтение слоговых таблиц. Составление из букв отгадок на загадки.
Составление однокоренных слов, имен любимых детьми людей.
Занятие № 46
Тема: Закрепление звука Ё, буквы Ё Ударный слог.
Теория: Ударный слог (повторение).
Практика: Артикуляционная разминка. Занимательное упражнение (сравнение слов
«котёл», «козёл». Игра «Составим слово. Чтение слов. Сравнение слов «поешь» «поёшь»,
составление с ними предложений. Игровой упражнение «Дополни предложение», или
«Продолжай».
Занятие № 47
Тема: Глухой согласный звук Ц, буква Ц.
Теория: Артикуляция звука Ц, его характеристика. Анализ буквы Ц.
Практика: Определение на слух слов со звуком Ц. Заучивание пословицы. Место звука Ц
в трех позициях. Отгадывание загадок. Чтение слоговой таблицы и слов. «Цапля», «аист»,
«журавль» - сравнение. Составление слов из букв. Игра «Отвечай быстро».
Занятие № 48
Тема: Глухой согласный звук Ч, буква Ч.
Теория: Характеристика звука Ч, буквы Ч.
Практика: Артикуляционная гимнастика (чтение рифмованных строк). Место звука Ч в
трёх позициях. Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка?». Преобразование
слов путем замены букв. Чтение слогов с договариванием до целого слова. Чтение слоговой
14

таблицы и слов. Составление из букв отгадок на загадки, названий времен года. Игровой
упражнение «Всё ли верно? Докажи».
Занятие № 49
Тема: Звук Щ, буква Щ.
Теория: Характеристика звука, анализ буквы.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Звук Щ в трёх позициях. Проговариванием с
ускорением темпа. Анализ слов «роща», «чаща». Коллективное составление слова
«щавель». Чтение слов и слогов по слоговой таблице. Лексическая игра «Кто подберет
больше слов?»
Занятие № 50
Тема: Глухой согласный звук Ф, (Ф'), буква Ф, ф.
Теория: Характеристика звука, анализ буквы. Звуковой анализ слова «фиалки».
Практика: Место звука Ф в трёх позициях. Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов
со звуком Ф?». Чтение слогов с договариваем до целого слова, составление предложений.
Чтение слоговой таблицы и слов. Коллективное составление слова из букв. Составление
отгадок из букв, названий городов.
Занятие № 51
Тема: Гласный звук Э, буква Э.
Теория: Характеристика звука и буквы Э.
Практика: Место звука Э в трёх позициях. Отгадывание загадок, составление отгадок из
букв. Коллективное составление слов. Работа по разрезным азбукам. Игра для развития
связной устной речи «Прочитай и опиши». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Эскимосы»,
беседа по содержанию.
Занятие № 52
Тема: Разделительный твёрдый знак – буква Ъ. Разделительный мягкий знак.
Теория: Ъ не обозначает звука. Она разделяет гласный и согласный. Анализ слов.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Выучить пословицу. Работа по разрезным
азбукам. Игра «Путешественника». Из букв и слогов составить слова, отгадки на загадки.
Чтение карточек. Игровое упражнение «Попробуй сам».
Занятие № 53
Тема: Двойные согласные, алфавит.
Теория: Алфавит, анализ предложения.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Работа по разрезным азбукам. Из букв составить
слова. Вопросы-шутки, загадки. Чтение карточек.
Занятие № 54
Тема: Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову,
предложению.
Теория: Закрепить полученные умения и навыки чтения.
Практика: Артикуляционная разминка. Чтение трёхбуквенных слов, слогов и составление
слов на тему «Домашние животные». Беседа. Чтение предложений по таблице. Игровая
ситуация «В гости пришёл Гном». Звуковой анализ слова «жаба». Игровая ситуация
«Составим отгадку». Игра «Составим предложение». Индивидуальная работа по разрезным
азбукам. Чтение алфавита. Сюрпризный момент.
4. Диагностика результативности реализации программы.
15

В процессе обучения по курсу общеразвивающей программы проводится диагностика 2
раза в год: первичная – в сентябре, итоговая – в апреле. Результаты вносятся в
диагностическую карту освоения дополнительной развивающей программы. По
реализации программы «Букварик» проводится открытое занятие для родителей.
Для оценки результативности работы используются элементы следующих
диагностических методик - Н.Д. Трубниковой «Учебно-методическое пособие», Е.П.
Кольцовой, О.А. Романович «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет».
Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
 Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.
 Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.
 Низкий уровень – задание не выполняет.
Критерии оценивания детей:
Критерии
Содержание задания
оценивания

Речевой
и
наглядный материал

Слышит и различает 1.
Повтори
за
мной. Речевой
звуки речи на слух
2. Хлопни, если услышишь звук. картинки
3. Отбери картинки на заданный звук.
Определяет
звука в слове

место

материал,

1. Назови первый звук в слове,
последний.
2. Определи место звука в слове – начало,
середина, конец.

Речевой материал

Определяет
1. Определи количество звуков в
последовательность, слове.
Назови
их
по
порядку.
количество звуков в 2. Определи сколько гласных, согласных
слове,
дает
им звуков в слове.
характеристику

Речевой материал

Различает и называет
буквы

1. Назвать указанную букву

Буквы
азбуки

разрезной

2. Найти букву, обозначающие звуки
П, Б. С, З, Ж, Ш, Р, Л,
(близкие по способу и месту образования С, Ц,, К, Г.
и акустическим признакам)
3. Назвать буквы,
разными шрифтами.

написанные

А, а, А, а,

4. Указать правильно написанную
букву
рядом
с
зеркальным
ее
изображением.
5. Назвать букву, перечеркнутую
дополнительными штрихами.
6. Найти среди сходных
начертанию букв нужную.
Читает слоги

по

ла, лм, лд, вр, вз, вы,
гт, ге, кж, гп, пш, ею, со,
ни, ор.

1. Прочитать прямые слоги.

са, шу, ха, ну, ос, ры,
да.

16

2. Прочитать обратные слоги.

ум, ах, ор, ын, ус, ат.

3. Прочитать слоги со стечением
ста, кро, тру, гло,
согласных.
цви.
4. Прочитать слоги с твердыми и
та-ты, ка-кя, зу-зю,
мягкими согласными.
ло-ле, са-ся.
Читает
слова
1. Прочитать слова различной
различной слоговой звукослоговой структуры (знакомые и
структуры
и малоупотребительные в речи).
понимает
смысл
2. Прочитать слова и ответить на
прочитанного
вопросы: «Где ты видел это предмет? Что
им делают?».

рак, осы, яма, сажа,
луна очки. Санки, дятел,
снежок.

3. При обследовании понимания слов
предлагаются
такие
задания:
А)
прочитать
слово, найти его
изображение по картинке и положить
соответствующую надпись.

Картинки
с
изображением
предметов, животных и
т.д.;
карточки
с
надписями
к
этим
картинкам.

бровь,
журавль,
кастрюля, белка, баран,
банки.

Б) прочитать слово, напечатанное на
Картинки и карточки
карточке,
и
по
памяти
найти с надписями к этим
соответствующую картинку.
картинкам.
В) Прочитать слова, сходные по
Зуб – суп, Жук – сук,
буквенному составу, а после прочтения Пап – баба, Коза – коса и
найти картинку, соответствующие слова- т.д.
паронимы.
Г) Прочитать слова с пропущенными
Руч…а, …апочки и
буквами.
т.д.
Читает предложения
1.
Прочитать
предложение
и
Карточки
с
и понимает смысл выполнить соответствующее действие.
заданиями:
«Покажи
прочитанного
глаз», «Возьми ручку» и
т.д.
2. Прочитать предложение, найти
соответствующую
карточку
(предлагаются
фразы
различной
синтаксической конструкции). После
этого ответить на вопросы.

Сюжетные картинки
и
карточки
с
предложениями: «лампа
стоит на круглом столе»,
«Мама разливает из
кастрюли суп в тарелки»
и.т.д.

5. Методическое обеспечение программы
1. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!» Обучение дошкольников чтению:
Программа-конспект.
2. Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте», Солнечные ступеньки.
3. Индивидуальные разрезные азбуки - «Кассы букв, слогов и счёта».
4. Наборное полотно с ячейками для букв большого формата.
5. Магнитная азбука.
6. Дидактические, настольно-печатные игры для совершенствования техники
чтения.
17

7. Таблицы, картинки, игрушки, муляжи и пр. наглядность.
6. Список используемой литературы.
1. Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект.
– СПб.: «Детство-Пресс», 1999г.
2. Как научить ребёнка читать/ Ольга и Сергей Федины. – М.: Айрис-пресс, 2010г.
3. Букварь: учебное пособие/ Н.С. Жукова.- М.: Эскмо, 2013г.
4. Готовимся к школе. Учимся говорить красиво: речевые зарядки и чистоговорки (для
детей 3-7 лет). /Буйко В.И. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016г.
5. Учебно-методическое пособие/ Д. Трубникова.- Екатеринбург, 1998г.
6. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет./ Е.П. Кольцова, О.А. Романович. – 2012г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.